Сколько нитей у марионетки?
В среднем у марионеток от 8 до 25 нитей — этого вполне достаточно для того, чтобы «оживить» куклу.
Есть такое правило: хочешь добавить точное движение марионетке – добавь нить. Предельным считается 30 ниток. А пальцев на руках — даже у кукловода — всего 10!
Самая древняя марионетка
Самой древней куклой считается марионетка из мамонтовой кости, найденная при археологических раскопках в захоронении города Брно, на территории нынешней Чехии. У этой мужской фигурки, изготовленной около 28 000 лет назад, были подвижные конечности, в то время как ее хозяин — некий шаман, лежавший в той же могиле, страдал от проблем с суставами. Ученые предполагают, что эта обрядовая кукла использовалась в специальных лечебных ритуалах. Она не сохранилась целиком и была реконструирована по осколкам.
Почему марионетка называется марионеткой
На этот счет есть две равнозначные версии.
Первая гласит, что название этой театральной куклы пошло от имени куклы Девы Марии и обозначало «маленькую Марию» — судя по всему, она была самым популярным персонажем в спектаклях того времени.
В соответствии со второй версией первую театральную марионетку изготовил мастер Мариони, именем которого якобы и назвали куклу.
Первые кукольники
Самые первые кукольные представления появились в Древнем Египте и были тесно связаны с религиозными обрядами. Главными героями таких «пьес» были боги, которыми люди управляли при помощи ниток.
Но страной прародительницей марионеточного кукольного искусства считается Италия. Кукольные представления там появились в 16 веке.
Кукольники вели бродячий образ жизни и показывали сценки из известных в то время опер и балетов.
День кукольника
«Пусть все окажутся в театре кукол!» — эти золотые слова принадлежат Президенту UNIMA (Международного Союза кукольных театров) Маргарете Никулеску.
Она обратилась ко всем деятелям театра кукол с призывом превратить день 21 марта, когда все кукольники мира отмечают свой профессиональный праздник, в захватывающий ритуал во славу кукольного театра: «Пусть в этот день играют кукольные спектакли, проводят дискуссии, устраивают встречи, пусть объединяются все профессионалы и любители одного из древнейших видов искусства — театра кукол! Пусть все вокруг станут участниками нашего праздника! Пусть все окажутся в театре кукол!».
История длиной в два века
Управлять марионеткой – это как играть на музыкальном инструменте. Таких «инструментов» в старейшем миланском театре марионеток несколько сотен, «музыкантов» — всего 12. Эудженио Монти Колла, нынешний руководитель старейшего театра марионеток в Италии «Карло Колла и сыновья» — кукловод в четвертом поколении.
Вся его семья на протяжении почти двух веков служит в кукольном театре. Его в 1835 году открыл прадед Эудженио Монти Колла — Карло Колла.
«Магатеи» — так в старину в Милане называли кукол — делают только из липы, самого эластичного дерева, а вот руки, чтобы движения были изящными, из ткани, которую набивают опилками или ватой.
В репертуаре каждой куклы, как и у настоящего актера, сразу несколько спектаклей. Ей можно наносить грим, менять костюмы. Правда, есть в труппе актеры одного амплуа.
Про «актеров» труппы Карло Колла давно говорят: гипнотизирующие марионетки. Их игра завораживает, и веревочки уже не заметны, когда в глазах живой блеск. Эудженио Колла открывает секрет: глаза марионеток из особого, бликующего на свету, стекла.
Аншлаг в «Карло Колла и сыновья» был, начиная с самых первых спектаклей. В 19 веке зрители приходили на представление не столько ради искусства, сколько ради новостей. Труппа много гастролировала, видела мир и лучше любой газеты информировала театральную публику. Сейчас один из старейших театров мира почти всегда ставит классику. Куклы в треть человеческого роста могут и балет станцевать, и оперу исполнить. И лучшие голоса становятся бессмертными. Например, в «Трубадуре», который в 2011 году итальянская труппа привозила в Москву, Леонора поет голосом Марии Каллас.
Какого «роста» марионетки?
Средний размер марионеток — 30-35 см.
Но есть и такие, чья величина доходит до 1/3 человеческого роста.
А у нас в театре «живут» самые разные куклы — от больших до «малышей». К примеру, наши три поросенка из одноименной сказки едва до 20 см дотягивают.
Марионетки с чешской «пропиской»
Сколько же в Праге марионеток — просто море! Они окружают тебя везде: выглядывают из витрин, переминаются с ноги на ногу у дверей жилых домов, учреждений, машут из-за угла. Это и не удивительно. Прага — центр европейского кукольного искусства. Кукольная культура быстро набрала здесь обороты, хотя изначально чешские кукольники учились у иностранных мастеров.
Знатоки утверждают, что первые марионетки появились в Чехии еще в конце XVIII века. На их изготовлении специализировались целые семьи, передавая ремесло из поколения в поколении. В 1911 году был создан Чешский союз друзей кукольного театра, стал выходить журнал «Чешский кукольник», открылся специальный курс, на котором готовили специалистов для театра марионеток. Неудивительно, что популярность марионетки в Чехии настолько высока, что именно здесь открыт Международный институт марионеток и проходит ежегодный фестиваль кукол.
Театр кукол или кукольный театр?
Словосочетание «кукольный театр» у кукольников не в чести, а кого-то из них может даже обидеть. Ведь «кукольный» у многих ассоциируется с чем-то ненастоящим, маленьким. Но ведь это не так! Театр кукол — а именно этот вариант названия правильный — самое что ни на есть настоящее искусство!
Ветеран Гриша
Небезызвестный Гриша — самая «ветеранистая» кукла в нашем театре театра. Он и в самом деле побывал на полях сражений в Великую Отечественную…
История Гриши — это, по сути, история о том, как директор «Марионеток» нашла свое призвание. Это было почти 45 лет назад, когда Лариса Владимировна была еще девушкой Ларисой, а Гриша звался Петрушей…
В ташкентский «Узбекконцерт», где работала тогда мама Ларисы, на службу поступил украинский кукольник Николай Никифорович Колесник. С собой он привез несколько кукол-марионеток, среди которых был и Гриша-Петруша. Тогда он был ну просто вылитый Чарли Чаплин — тот же котелок, те же усики.
У куклы было славное прошлое: вместе со своим хозяином Петруша выступал в окопах, частенько исполнял роль ненавистного Гитлера и даже был «ранен» в бою — ему прострелили ногу. После войны отреставрированная кукла — ветеран выступала в филармонии с концертами и фокусами.
Николай Никифорович, увидев, как ловко юная Лариса управляется с его марионетками, вынес ей «приговор» — сказал, что она создана быть кукловодом. Талант, знаете ли! Николай Никифорович и был первым учителем Ларисы Владимировны. От него и достались ей в наследство несколько марионеток, Петруша в том числе.